Информатика

        Предмет информатика и вычислительная техника в техническом лицее является одним из профилирующих предметов. По учебному плану в 8-9ых классах отводится 2 ч, в 10-11ых - 3 учебных часа. Лицей оснащен двумя компьютерными классами на базе компьютеров IBM .

        Содержание обучения информатике в техническом лицее включает углубленное изучение вопросов базового курса, ядром которого является освоение учащимися 8-х классов алгоритмического языка, используя в качестве пособия учебник А.Г.Кушниренко. Теоретический базовый курс удачно сочетается с практическим использованием системы программирования "КуМир", которая полностью соответствует учебнику, что в значительной мере способствует повышению интереса изучения теоретического курса.

        Программа 9,10,11-ых классов рассчитана на теоретическое и практическое изучение в области операционных систем, системы WINDOWS, приложений Microsoft Office, текстового и графического редакторов, языка программирования TURBO PASCAL, Internet и многое другое. При изучении "компьютерных курсов" традиционные организационные формы и методы обучения свободно сочетаются с индивидуальными, групповыми и лекционными формами обучения.

        Целью курса информатики является развитие у учащихся информационной культуры, выработка пользовательских навыков работы с ЭВМ, работа с базовыми программными продуктами, привитие элементов логического мышления, выражающегося в умениях рассуждать, доказывать и обосновывать предлагаемые решения, писать программы на каком-либо алгоритмическом языке и выполнять их с помощью компьютера, а также знание архитектуры ЭВМ, овладение современной технологией программирования.

        Программа курса информатики технического лицея совместима с системой непрерывного школьного и вузовского образования и обеспечивает преемственность обучения информатике на всех уровнях.

        К настоящему времени в техническом лицее накоплен опыт внекласной работы школьников по информатике. Об эффективности кружковой работы можно судить по выступлениям учащихся технического лицея в олимпиадах. Так учащиеся технического лицея ежегодно становятся победителями и призерами областных олимпиад, принимают участие во всероссийских олимпиадах.

        Кроме компьютерных классов в лицее имеется видеоконференцзал и мультимедийная лаборатория «Эврика», оснащенные компьютерной техникой. Наличие интернета вместе с таким оборудованием, участие в программе «SEED», дает возможность учащимся во внеурочное время получать дополнительные знания по всем предметам, пользуясь образовательными ресурсами сайта компании Шлюмбержеhttp://www.planetseed.com/ru/home, общаться со сверстниками других городов и стран, делиться своими достижениями и опытом в работе над различными проектами.

 

Математика

        Основная задача обучения математики в АТЛ – качественная подготовка учащихся к поступлению и продолжению учебы в высшей школе по специальностям, требующим высокой математической культуры. Наряду с прагматической целью, коллектив лицея ставит перед собой более высокую цель – выявление и развитие математических способностей учащихся, формирование развитого самостоятельного логического мышления. Преподавание математики ведется по учебному плану для школ с углубленным изучением математики, согласно которому в VIII и IX классах изучаются 2 предмета – алгебра (5 ч. в неделю) и геометрия (3 ч. в неделю). В X и XI классах изучаются предметы алгебра и начала анализа (4 ч.), геометрия (2 ч.), спецкурс «Элементарная математика» (2 ч.). Кроме того, для учащихся X и XI классов читаются ещё спецкурсы: «Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности», «Решение задач группы С (С5, С6)». В рамках регионального проекта «Школа – ВУЗ» еженедельно по специальному расписанию проводятся видеоконференции с участием преподавателей АГУ.

        В лицее ведется индивидуальная работа с особо одаренными детьми. Имеется богатый опыт подготовки школьников к участию в областных и межрегиональных олимпиадах по математике. В 7-х классах проводятся занятия кружка «Архимед», с учащимися 8-11 классов занятия проводит к. ф.м. наук преподаватель АГУ Р.К. Ахунжанов. Выпускники АТЛ вот уже много лет подряд занимают I место в рейтинге результатов ЕГЭ по математике в Астраханской области. Лучшие из них ежегодно становятся студентами самых престижных ВУЗов страны (на бюджетной основе). 

 

Физика

        Согласно учебному плану АТЛ на изучение физики отводится следующее количество часов в неделю: 7 класс - 2 часа; 8 класс - 3 часа; 9 класс - 4 часа + 1 час факультативных занятий; 10 класс - 6 часов + 2 часа факультативное занятие и элективный курс; 11 класс - 7 часов + 1 час на изучение астрономии + 2 часа факультативное занятие и элективный курс. Выделенное количество часов позволяет вести изучение курса физики на профильном уровне.

        Изучение физики ведется на фоне истории развития физической науки и техники, часто позволяет лицеистам более осознано воспринимать материал. Лицейский курс физики заметно расширен и углублен по сравнению с обычным школьным. Например: в 9 классе изучается раздел «Статика», в 10 классе – Теорема Гаусса, закон Био-Савара-Лапласса, в 11 классе – Волновая оптика, сферические зеркала и линзы, элементы квантовой механики и др.

        Достаточно много времени отводится решению задач, подготовка к тестированию и ЕГЭ. Ведется спецкурс решения задач олимпиадного типа. Кроме факультативных занятий с наиболее одарёнными детьми ведутся занятия по подготовке к олимпиадам различного уровня. Такие занятия ведет преподаватель АИСИ . Войков В.В. Кроме того, наличие мультимедийной лаборатории «Эврика», оборудованной различными датчиками серии «Архимед» позволяет не только проводить лабораторные работы на самом высоком уровне, но и дает возможность заниматься проектной и научной деятельностью. Тому же способствует и наличие лаборатории, в которой установлены сканирующие зондовые микроскопы «NanoEducator».

        Формы работы с лицеистами приближены к вузовским. Это лекции, семинары, посвященные решению задач и лабораторным работам. Контроль знаний осуществляется путем тестирования, зачетных работ, итоговых контрольных работ и экзаменов в летнюю сессию. Подавляющее большинство лицеистов успешно проходят Всероссийское тестирование, показывают хорошие результаты на вступительных экзаменах в различные вузы страны.

 

Черчение

        Программа курса “Черчение”, по которым ведётся обучение в лицее, существенно отличается от программы обычной средней школы, по продолжительности изучения (от двух до четырех лет), и по насыщенности учебным материалом. Программа включает темы, изучаемые в средней школе, а также отдельные разделы программ по инженерной графике. Главный акцент сделан на развитие образного мышления учащихся, их творческих способностей.

        Лицеисты изучают также способы построения лекальных кривых. В программе лицея предусматривается изучения построения уклона и конусности. Объединяющим началом курса “Черчение” в АТЛ является овладение основами проецирования, чтения и выполнения чертежей в системе прямоугольных проекций, начинается с самого начала и остаётся ведущим в процессе изучения всего курса. С этой целью в программе лицея активно используется аппарат начертательной геометрии (метод Г. Монжа). Изучая оригинальный метод проецирования основных геометрических элементов пространства, учащиеся переходят к решению более сложных задач, связанных с проецированием геометрических тел. Так как изучение метода Монжа связанна со знанием основных положений геометрической теории, то таким образом в лицее реализуется проблема международных связей. При изучении раздела “Разрезы и сечения” подробно рассматривается сложные разрезы, которые не входят в обычную школьную программу. В разделе “Машиностроительное черчение” большое внимание уделяется изучению типовых соединений деталей; подробно рассматриваются профили резьб и резьбовые соединения. При выполнении сборочных чертежей, в соответствии со стандартом, учащиеся составляют спецификацию изделий. При деталировании выполняют эскизы и рабочие чертежи деталей достаточной степени сложности.

        Опыт показывает, что обучение черчению в лицее лицея, позволяет выпускникам приступить к изучению вузовского курса теоретически подготовленными, с практическими навыками выполнения графических работ, согласно требованиям ЕСКД и ГОСТов.